За гранью возможного

Против ветра, преград и вне времени

Как появилась идея проехать почти 8000 км на велосипеде из Владивостока в Екатеринбург?

Несколько лет подряд до начала СВО по территории России через Екатеринбург проходила велосипедная ультрагонка Red Bull Trans Siberian Extreme из Москвы во Владивосток. В ней принимали участие сильнейшие гонщики, количество которых не превышало 15 человек.

Я узнал об этой гонке от наших ребят из Екатеринбурга – братьев Даутовых, которые обслуживали и чинили велосипеды самых крутых гонщиков. И именно Сергей и Дмитрий Даутовы и их помощник Роман, стали главными техниками в моём приключении. Они предоставили мне велосипед Dautov Bros собственной сборки, предназначенный для шоссейных гонок, однако это приключение было куда сложнее шоссейной гонки.
Фото с сайте Red Bull
Стоимость участия в гонке Red Bull обходилась 2,5 миллиона рублей. Каждый гонщик получал свой минивэн сопровождения, доктора, массажиста, повара и механика. То есть, задача гонщика была ехать, выкладываясь на 200%, не заботясь о еде, ночлеге и фурах, выезжающих на встречную полосу. Они проходили по 400 км в день в основном по ветру, так как роза ветров устроена таким образом, что более 80% времени ветер дует в сторону Владивостока. Рекорд трассы – 25 дней.

Мне стало любопытно: А что если поехать в обратном направлении – против ветра и в автономных условиях? Без всякого сопровождения и с грузом, необходимым для жизни в пути. Так родилась идея этого ультрамарафона. Я не знал на 100%, получится ли. И изначально заявил, что пройду эту дистанцию за 60 дней, заложив форс-мажоры. Но в процессе подготовки понял, что большую часть «форс-мажоров» можно предвидеть и нейтрализовать. Так появилась идея установить рекорд по прохождению этого участка в автономных условиях, сделав это за 40 дней.
Все ли прошло так, как задумывалось?

Да, всё прошло по плану. Мелкие неприятности, которые происходили в пути, не были неожиданностью. Проколы, мелкие поломки, холод, промокшие ноги – всё это предполагалось и я был готов. 10 лет путешествий дают о себе знать.

Лишь один момент тревожил.

1 января 2025 года я дал слово, что проеду от Владивостока до Екатеринбурга на велосипеде за 60 дней или быстрее.
2 января 2025 года на горнолыжном спуске порвал переднюю крестовую связку правого колена. Ортез, трость и направление на операцию. Возможность сдержать своё слово стала призрачной. Хотелось рыдать и кричать. Мужчина, который ещё вчера строил амбициозные планы, оказался беспомощным, словно придавленным огромной скалой.
Но за эти 10 лет я понял и кое-что, что сопровождает меня по жизни. Всё наше тело от пальцев ног до макушки – есть мысль, воплощенная в форме, доступной нашему зрению. Разорвав путы, сковывающие мою мысль, я разорву и путы, сковывающие моё тело.

Осознав это, я снял ортез, а вместо трости купил себе новые палки для скандинавской ходьбы. Посадил сына на плечи и отправился в горы. Здесь начался новый этап жизни.

Мне вспомнились спортсмены и обычные люди, которые живут, гоняют, путешествуют, добиваются целей и держат своё слово, не имея рук и ног. У меня всего лишь порвалась связка. Так я освободил свои мысли, а вместе с ними и тело, скованное когда-то болью.
Что общего у жизни и путешествий?

Каждая долгая дорога для меня это откровение. Могу сказать, что дорога – мой дом. Когда ты здесь, ты проживаешь очень концентрированную жизнь. В обычной жизни, чтобы усвоить какой-то урок, у тебя есть море времени. Не усвоил сегодня, жизнь подкинет тебе его ещё раз через пару лет. Здесь концентрация жизни настолько высока, что за 1 день ты проживаешь столько, сколько многие люди не смогут прожить за 10 лет! В дороге тебе надо очень быстро учиться. Это суть выживания и роста. Либо ты очень быстро учишься, либо отправляешься домой и не едешь.

У человека есть три состояния: живой, мёртвый и тот, кто в пути. Здесь мы гуляем между двумя мирами. У нас нет ни прошлого ни будущего. Каждое мгновение может стать последним, а потому жизнь чувствуется очень остро. Помните, как у спартанцев? Отправляясь в бой они говорили: «Я уже умер…»

Я начинал свою дорогу каждый день с этой же мыслью. С мыслью о том, что меня уже нет. И каждое мгновение дарованной мне жизни воспринималось как самый великий подарок на Земле! Это и есть настоящая благодать. Пересекая часовые пояса и получая ещё 1 час жизни в подарок, я радовался как младенец. Мне хотелось успеть прожить его как можно лучше, насыщенней, полезней.
Здесь ты очень тонко начинаешь чувствовать людей и события. С особым трепетом относишься к путникам, которые так же, как и ты, живут в этом моменте. У тебя есть сутки напролёт, чтобы услышать голос, который глушится в суете привычной жизни. И если будешь внимателен, то тебе обязательно откроется истина, которая будет лично твоя и останется навсегда с тобой.

Это не случается мгновенно. Мой голос начинает звучать на третий или пятый день, как правило. Первые дни, обычно, это эмоции, которые захватывают твой дух! А поздней наступает особое состояние. У других людей может происходить иначе.

Я убеждён, что каждый человек может сделать шаг в сторону настоящего себя и превратить слабости в силу, а неудачи — в опыт. Путь к себе начинается с осознания: ты способен на гораздо большее, чем ты думаешь. Каждый день — это новая возможность стать лучше, сильнее, мудрее себя предыдущего. Здесь, в дороге это проявляется куда острее, чем в повседневной жизни.

И при этом неважно, с чего ты начинаешь: с малого шага или решительного прыжка — главное, что ты делаешь этот выбор. Рост начинается с решения. И здесь, когда ты один, решения принимаются в моменте. Здесь и сейчас. Тебе не с кем советоваться. У тебя есть только ты сам.
Все больше людей стали рассматривать путешествия как способ переключиться. Действительно ли путешествия – один из лучших способов сделать это, и как это работает?

Да. Бытует такое мнение, что путешествия позволяют переключиться. Но вот, в чём беда. Человек хочет отключиться от того, что его тревожит сейчас, но не понимает, что ему надо. Поэтому его переключатель просто болтается сломанным. Он отправляется в дорогу, пытаясь убежать от проблем, но проблемы догоняют его и там.

Для меня каждое длительное путешествие – это, своего рода, паломничество. Только не по святым местам, а к самому себе. Обычно я не ищу этого, оно само приходит. Ты отправляешься в дорогу без ожиданий и с лёгкостью принимаешь то, что тебе даёт мир. Горы, дождь, мошкара и оводы, медведи и ураганный ветер, люди. Всё это становится твоей естественной средой обитания, которую ты принимаешь, как дар.

Поэтому, если кто-то действительно хочет переключиться, как минимум, стоит отключиться от своих ожиданий, требований и претензий к этому миру. Например, человек хочет «переключиться» и отправляется на курорт в отель «всё включено». Приезжает, а там всё выключено. И тогда привычные тоска, разочарование и злость снова догоняют его.

В пути мне пришло кое-что очень важное. Серая скука, страх и злоба – вот причины того, что жизнь столь коротка. Если вы осознаете это и избавите свои мысли от скуки, страха и злобы, вы будете жить долго и будет по-настоящему счастливы.
Как путешествия помогают найти "своих" людей?

Это очень интересный эффект. Когда ты здесь, то нет разделения людей на «твои» и «чужие». Все свои, остальных просто не существует в этой Вселенной.

У меня был момент, когда за 60 км до Читы начался ураган, ливень и реки в округе вышли из берегов. Это происходило очень быстро. Не было страшно, так как у тебя нет в этот момент другого варианта, как ехать вперёд.

Неожиданно из тайги показался автомобиль УАЗ «буханка». Трое парней, сидевшие там, уговорили подвезти меня, описывая, какой природный ужас меня ждёт через час. И они говорили правду. В какой-то момент, один спросил: «Ты так легко сел в машину к незнакомцам, выехавшим из тайги. Не боишься? А вдруг мы тебя на органы сдадим?»

На это я ответил: «Но я уже с вами и вы меня везёте. Какой смысл бояться? От страха органы будут непригодны к трансплантации, а так хоть кому-то добро принесу. Вам – деньги, а какому-то человеку – жизнь…»

Мы дружно посмеялись.
Если посмотреть на человека с точки зрения квантовой физики, то можно с уверенностью сказать, что подобно планетам во Вселенной у каждого из нас есть своё магнитное поле и своя гравитационная постоянная, определяемая нашим стилем мышления. Луна вращается вокруг Земли и только так. Она не может сойти с орбиты и начать вращаться вокруг Марса. Так и у каждого человека есть свои «луны» – люди, которые должны быть рядом. Иначе быть не может. И ты их всё равно встретишь.

Просто в привычной жизни в мегаполисах ты проходишь мимо этих людей, опустив взгляд в смартфон или в пол. Они всегда рядом, но ты их не можешь увидеть. В дороге много открытого пространства. Ты, дорога и горизонт. И вот когда на горизонте кто-то появляется, ты не можешь не заметить его. И это 100% твой человек.

В пути мы называем друг друга «брат», потому что здесь нет врагов. Чем дальше от дома, тем больше братьев.

Лишь подъезжая к большим городам, ты снова встречаешь тех, кому нет дела до тебя. Они вылетают на встречную полосу, пытаясь убить тебя. Они видят тебя, но живут в другом измерении. Они не способны учиться в пути. Их автомобили переворачиваются, сгорают, разбиваются, но они по прежнему ничему не учатся.
Путешествия — это наркотик? Дофаминовая, адреналиновая зависимость от них возникает? Что теряют домоседы?

Что теряют домоседы? [Смех] Домоседы теряют красивых девушек! [Смех] Помните, как у Валерия Сюткина: «Любите девушки, простых романтиков, отважных лётчиков и моряков. Бросайте девушки домашних мальчиков, не стоит им дарить свою любовь…» [Смех]

Не знаю, есть ли у кого-то зависимость. Но точно знаю, что возвращаясь домой, многие из нас, тех, кто был в пути, нуждаются в реабилитации.

Возвращаясь в мегаполис, ты встаёшь шестерёнкой в систему, где у тебя есть плата за квартиру, кредиты, обязательства. Где, чтобы добраться до офиса, надо надеть брюки и рубашку, сесть в автомобиль, купить бензин и кружку капучино за 450 рублей — стоимость полноценного обеда из трёх блюд в пути.

Есть ли смысл отказывать себе в удовольствии, которое называется «путешествие»?

Удовольствие — это жить в комфортных условиях, где есть тепло, душ, электричество. В дороге у меня нет такого чувства, как удовольствие. Там сильно глушатся привычные нам чувства: удовольствие, комфорт, боль. Ты радуешься возможности помыться в относительно чистой воде, не обязательно тёплой. Ты не выбираешь те блюда, которые вкусные. Ты выбираешь те, которые сейчас принесут пользу твоему организму, как топливо. Там всё иначе. Тебе дают возможность переночевать под крышей и угощают хлебом и ты на седьмом небе от счастья.

Но взамен, ты получаешь, на мой взгляд, кое-что более ценное. Ты можешь научиться чувствовать свою силу, слышать Бога и безусловно любить. Когда ты вернёшься, то станешь очень неудобен для многих, привыкших к комфорту. И тогда ты снова начинаешь искать тех, кто сможет разделить с тобой то, что ты чувствуешь. И ты снова отправляешься в путь.

Вместо заключения

Я вспоминаю слова, которые услышал в 2003 году со сцены театра в одном спектакле. Уже не вспомню его названия, но отлично помню эти слова, которые уже долго остаются внутри меня:
«Дорога — это единственное, что тебе никогда не изменит. Наскучит уют, остынет любовь, и останется только дорога, и где-то далеко впереди — надежда, что будет любовь и покой. А сегодня ты снова в дороге, и с тобой снова тревожность. И не лги себе: без неё ты не можешь. Любовь и покой — это только мираж, без которого не бывает дороги»
Любопытная история получилась, не правда ли? [Улыбка]
Психология достижений